Главная  |  Шри Ауробиндо  |  Мать

 

 
«Мгновения Реальности духовной...»

 

Поэт — и об этом знали древние — есть провидец, а не просто сочинитель виршей, не просто менестрель, рапсод или трубадур; он не просто прибегает к поэтическим средствам для изложения собственных мыслей. Он устремляет взор в те сферы, которых не достигает зрение поверхностного ума и находит слово-откровение, не просто точное и действенное, но озаренное и озаряющее, вдохновенное и единственно верное слово, которое заставляет прозреть и нас.

(Поэзия будущего, с. 10)

 

Таковы, по мнению Шри Ауробиндо, качества подлинного поэта, и именно эти качества воплотил в себе сам Шри Ауробиндо — великий провидец, мыслитель, йогин, открывший перед человечеством невиданные горизонты бытия и осознания, поэт, воплотивший свои поразительные открытия в не менее поразительной поэзии, сформулировавший принципы поэзии будущего и реализовавший эти принципы в собственных поэтических произведениях.

В последние годы на русский язык переведен ряд философских работ самого Шри Ауробиндо, а также некоторые исследования, посвященные его жизни и деятельности, представившие российскому читателю жизненный путь Ауробиндо-революционера и общественного деятеля, круг идей Ауробиндо-мыслителя, духовные завоевания Ауробиндо-йогина. Однако до настоящего времени мы практически незнакомы с творчеством Ауробиндо-поэта, а ведь именно поэзии Шри Ауробиндо уделял особое внимание (сам он считал себя в первую очередь «поэтом и политиком, а вовсе не философом»), поскольку, во-первых, был прирожденным поэтом, для которого поэзия была не «баядерой ума», а способом бытия, способом восприятия мира (поэзией проникнуты даже его сложнейшие философские произведения); а во-вторых, считал, что только поэтическое слово способно выразить истины более высоких планов бытия, достигаемых в ходе духовной практики, и позволить читателю сопережить реальности этих миров, ожидающих завоевателей духа:

...Поэзия способна приоткрыть в слове безграничные значения, лежащие за пределами того ограниченного интеллектуального значения, которое оно обычно имеет. Она выражает не только заурядное жизненное сознание человека, как то делает обычное примитивное слово, не только идеи его интеллекта, которому в настоящее время чаще всего служит речь, но живой опыт, видение, взгляды более возвышенной и широкой его души. Делая их реальными для нашего жизненного сознания, обнаруживая их присутствие перед нашим интеллектом, она при помощи слова распахивает пред нами врата Духа.

(Поэзия будущего, с. 14)

 

Между тем, близкое знакомство с поэтическим наследием Шри Ауробиндо заставляет говорить об авторе, как о по меньшей мере одном из величайших поэтов нашего времени, если не мировой литературы в целом.

Здесь представлены несколько характерных фрагментов эпической поэмы «Савитри», которую Шри Ауробиндо считал своим главным трудом. Этот грандиозный эпос (около 24000 строк) состоит из 12 книг (49 песней) и является наиболее полным и совершенным выражением духовного опыта автора. В отличие от других своих произведений, которые, по словам Шри Ауробиндо, из-за нехватки времени он зачастую не имел возможности просмотреть хотя бы еще раз после того, как они были написаны, над этой поэмой он работал в течение почти 35 лет: достигнув нового уровня сознания, он каждый раз переписывал ее заново и, таким образом, превратил ее в дневник своей йоги. При создании «Савитри» он стремился добиться «абсолютного совершенства» каждой строки и произведения в целом.

Каждый фрагмент идентифицирован тремя цифрами: первая означает номер Книги, к которой относится данный фрагмент, вторая — номер Песни и третья — страницу согласно нумерации, принятой в изданиях Ашрама Шри Ауробиндо. Названия фрагментам даны переводчиком.

 

 

 

Бог и человек

Владыка бытия таится в нас,
Играет в прятки с собственною Силой,
В орудии Природы — скрытый Бог.
Живет как дома Имманентный в смертном;
Для игр себе Он создал универсум,
Гимнасий для своих забав могучих.
Всеведущий, Он в нашу тьму нисходит,
Божественный, приемлет плотский образ,
Предвечный, признает Судьбу и Время,
Бессмертный, забавляется со смертью.
Неведенье влачит Всесознающий,
Бесчувствие выносит Всеблаженный.
Рождаясь в этот мир борьбы и боли,
Он как одежды носит скорбь и радость
И опыт пьет вином, дающим силу.
Он, трансцендентный Властелин миров,
Провидец, одинокий, односущий,
У нас таится в недрах подсознанья,
Самоосознанной, всесветлой Силой.
Единый, Абсолютный, Совершенный
Из Тишины безобразной, безвидной
Призвал на свет свою немую Силу,
Хранившую в своем недвижном сне
Всю чудо-мощь Его уединенья.
Единый, Абсолютный, Совершенный
Проник своим безмолвием пространство:
Он отразил себя в несметных «я»;
Он мощь свою явил в мильонах тел;
Он сущ во всем, что суще в мире этом,
В Его единосущем Беспределье;
Пространство — это Он, и Время — Он.
Пречистый, Абсолютный, Совершенный,
Что в нас таится нашим «я» заветным,
Несовершенства маску принял в нас,
Вселился в это плотское жилище,
Явил свой образ в человечьей стати,
Провидя в нас божественную стать.
Пробьет однажды час преображенья.
Тогда в своем божественном обличье
Нас воссоздаст Творец и подчинит
Наш смертный прах божественному складу,
И смертный ум возвысит в бесконечность,
И миг единый осенит бессмертьем.
Свершенье это — дань земная небу:
Есть долг меж человеком и Всевышним:
Как принимает Он природу нашу,
Должны и мы принять Его природу,
Его сыны, Его земное семя,
Должны и мы божественными стать.
Мы — парадокс, чье разрешенье — в Боге.

I.4.66

 

 

 

Мистерия вселенной

Загадочна Мистерия вселенной,
Таинственное действо Бытия.
Вначале был воздвигнут странный базис,
Фундамент аномальный пустоты,
Безмерный ноль, в себе таивший Целость,
Скрывавший бесконечности итог —
Ничто и Все едины были в нем,
В извечном «Нет», в первичном Отрицанье...
Затем обратно двинулось творенье:
Незримый Огнь исторг вселенский газ,
И эти несчислимые созвездья
Родились из его густых колец;
Над ширями земли новорожденной
Всевышнего послышались шаги.
Сквозь плотный дым невежества земного
Прозрел и наслаждался формой Разум,
Идя наощупь к знанью в безднах Тьмы:
Томясь в незрячих каменных оковах,
Свой дивный план сформировала Сила,
Явив во сне весь механизм вселенной,
Чтобы Материя в себе постигла душу,
И повивальной бабкой сила жизни
Избавила Ничто от бремени Всего.
Божественной сияя чистотою,
Предвечный взор проник в земные бездны
И тень Непостижимого узрел,
Как в зеркале, во сне бездонном Несознанья —
И побрело творенье в путь к себе.
И дух возгрезил в недрах тьмы вселенской,
И Ум воскрес в бездумном пульсе жизни;
Материя своей могучей грудью
Выкармливала Замысел всевышний.
И зародилось чудо Абсолюта;
И Бесконечность облачилась в душу,
Весь океан в единой ожил капле,
Безбрежный поселился в теле бренном;
И наши души низошли сюда,
Чтобы прожить Мистерию вселенной.

II.1.100

 

 

 

Восхождение человека

Из смутных всходов на заре Времен
Взрос человек в согбенном полузвере.
Он распрямился, бог челом и силой,
И мысль души зажглась в земных очах.
Он распрямился, человек-мыслитель,
И к небу, к звездам устремил свой взор —
Из храма света в тайной глуби сердца
Грядущей красоты явился образ
И нового рожденья к высшей жизни
И взмыл в прозрачном воздухе мечты.
В себе узрел он неоткрытый мир,
В себе постиг он будущего бога.
Из сокровенных тайников души
На свет пришел неведомый искатель:
Он постигал далекое и тайное,
Грядущее провидел и незримое;
Он покорял космические силы
И в невозможном находил забаву,
Сбирал частицы мировой Идеи
И формулы копил вселенской Силы.
Так человек в своем домишке бренном
Достиг незримых сфер мечты и мысли,
Взирая в дали своего ума
На шарике, затерянном в безбрежьях.
И вот по узкой лестнице крутой
Он, наконец, взошел на кровлю мира.
Стоит он, одинок в бескрайних высях,
Лицом к лицу с великим солнцем духа.
Стремясь, поднялся он над прежним «я» 
К безбрежиям души новорожденной;
Избавясь от оков материальных,
Парит он в чистом, вольном царстве духа,
Как в широте прозрачной стратосферы.
Венчая древний род потомков Божьих,
Ведомый тонкой путеводной нитью,
Восходит он к своей Первопричине
И открывает свой исток бессмертья,
И в жизнь земную призывает Бога.

VII.2.485

 

 

 

Зов

О вы, созданья матери-Земли,
Подвластные Силе, покорные Судьбе,
Затерянные в мире беспредельном,
Плененные ничтожностью своею,
Доколе будет разум ваш вращаться
Вкруг ваших жалких «я» и ваших жалких дел?
Ведь жребий ваш — не в скудости бессменной,
Не в повтореньи тщетном ваш удел;
Вы плоть от плоти Сущности Бессмертной;
Вам должно жить в потоке озаренья
И взращивать в себе живых богов.
Провидец, Созидатель в вас таится,
Пречистое Величье полнит жизнь,
Всесилье скрыто в тайниках Природы.
Великий, славный путь лежит пред вами:
Дано земному бренному созданью
Избрать судьбою Замысел всевышний.
Едва прозрев во мраке Несознанья,
На мир он смотрит неокрепшим оком,
Что Истины не постигает в формах,
Но сможет взор бессмертный обрести.
Ведь все же бог взрастет у вас в сердцах,
И вас пробудит свежий ветер духа,
И рухнут стены бренного ума,
Умолкнет жизнь, изведав слово свыше,
Ваш взгляд проникнет солнцем в суть Природы,
Ваш трубный глас достигнет Вечных Сфер.
Вам, авторам преображенья мира,
Дано пройти души опасный космос
И встретить очи Матери великой,
Всевластного найти в жилье из плоти
И стать Единым в миллионах тел.

IV.3.370

 

 

 

Предуготованное

Однажды Он мольбам ответит нашим
И к нам придет, и жизнь преобразит,
И проречет глагол волшебный Мира,
И в персти бренной явит совершенство.
Однажды низойдет Он в жизнь земную,
Явившись вдруг из тайных вечных врат,
На помощь нам, молящим о спасеньи,
И дух освободит сияньем правды,
И радостью окрестит наши души,
И примет жизнь в объятия Любви.
Однажды сбросит Он покров ужасный
И явит миру Свой пресветлый Лик,
И покорит усладой сердце мира,
И обнажит Свои восторг и свет.
А ныне мы бредем к безвестной цели:
И нет конца исканьям и рожденьям,
И нет конца смертям и возвращеньям;
Жизнь, победив, стремится к новым битвам,
Жизнь, проиграв, должна родиться вновь —
И цель ее — найти себя однажды.
Все, для чего явились жизнь и смерть,
Должно найти свое осуществленье.
Но и тогда возможен ли конец?!
Иль действие, единое с покоем,
Придет из бездны Божьего блаженства? —
В тех высях, где неведенью нет места,
Деяния текут неудержимо,
Волнами благодати и покоя,
Движеньями Безбрежности единой;
Там отдых — Божье творчество в безмолвье,
Рожденье там — Предвечного забава...
Все ж явится преображенья солнце,
И в сердце Тьмы воскреснет свет заветный;
Самозабвенный этот парадокс
Мистерией предстанет самосветлой,
И какофония — волшебным ладом;
И Бог родится здесь в обличье зримом;
И мы увидим всеединство духа
И подлинный бессмертный облик жизни.

II.6.199

 

 

 

 

 

Стихотворения

 

 

Матерь Божия

Нетленная сознательная Сила
Стоит за горем и рожденьем смертным,
За поиском и заблужденьем Мысли,
За бесконечным странствием Времен.
То — Матерь Божия, сестра Его, супруга,
Его безбрежной мудрости дитя,
Соратница Его безмерной мощи.
Из лона Трансцендентного явившись,
Она воздвигла дивные миры,
Ума и жизни радужные царства.
Меж светом абсолютным Сверхсознанья
И тяжким несознательным Трудом,
В Материи, объятой сном холодным,
Она пустилась в приключенье жизни,
Среди движенья звезд завороженных
В бесчувственной, инертной Пустоте
Отдалась пылким прихотям и грезам.
Она сияет в гуще темных Сил,
Врачуя зло и заблужденье мира:
Трагедия невежества и боли
Становится по манию ее
Божественной Комедией восторга,
Счастливым смехом радости Господней.
Ты, Матерь Божия, — царица наших душ:
Мы все — участники рожденья Бога,
Наследники бессмертия Его.

 

* * *

 

 

 

Нисхождение

В белом пламени клетки мои трепещут,
Дух и тело объяты восторгом властным,
Свет повсюду волнуется океаном —
Всюду свет, беспредельный свет.

Неподвижное, словно утес могучий,
Тело ширится, мира вмещая ношу;
Всею огненной мощью Господь нисходит
В мой трепещущий бренный прах.

Беспредельности гнет надо мной, безмолвный,
Вечной силы пленительный, дивный натиск;
Ум и сердце с вселенной едины стали;
Смолкли все голоса земли.

В миг единый пронзая златые шири,
Знанье блещет, рекой быстролетных молний;
Несказанных высот пламенные мысли
Озаряют мой дух огнем.

Сердце мерно стучит, словно млат гиганта;
Мне от Бога несут голоса-посланцы
Сокровенный Глагол высочайших высей,
Кораблями блаженных сфер.

Мне отныне весь мир предстает единым;
Беспредельные силы, вечные души
В танце Божием ткут полотно Природы,
Уловив Нетленного ритм.

Разум, сердце и тело, единой арфой,
Тот бессмертный хорал воспевают вместе —
Свет, блаженство, сила и вечная мудрость
С ними будут теперь всегда.

 

* * *

 

 

 

Преображение

Струится мощь в дыхании моем,
Божественную силу мне даря:
Безбрежности вино глотаю я,
И Время тает, разноцветным сном.
Пылают клетки сладостным огнем;
В сплетеньях нервов, радостью горя,
Неведомого плещутся моря —
Я трепещу в восторге неземном.

Конец засилью плоти — я восстал
И тяжкий гнет Природы превозмог,
И чувств тугие сети разорвал.
Моей душе пределов больше нет,
Моим счастливым телом движет Бог,
Мой дух, как солнце, льет бессмертный свет.

 

* * *

 

 

 

Космическое сознание

Весь мир бескрайний я в себе вместил,
Весь космос — око духа моего.
Я резвость ветра и огонь светил,
Я бог и бес, я гном и домовой.

Вся Жизнь — мое возлюбленное чадо:
Я и борьба, и вечный упокой;
В моей груди страданий мириады
И радость мира трепетной рекой.

Со всем, что есть, отождествился я
И все ж ни чем не связан во вселенной,
И, всех созданий зов в себе неся,
Стремлюсь к своей обители нетленной —

Над Временем, над жизнью я взмываю,
И все ж в единстве с миром пребываю.

 

* * *

 

 

 

Блаженство Брахмана

Плыву я, Божьей сладостной волной,
В Блаженстве— пенно-белом океане, —
Поток счастливый пылкого сиянья,
Водоворот услады неземной.
Его экстаза кубок я хмельной,
Могучий гром Его златого Ликованья,
Огонь Восторга в небе мирозданья,
Его бездонной радости прибой...

Передо мною, чудом неизбывным, —
Господь во всем величии Своем:
При жизни я изведал Божью суть.
Он сокрушил мне сердце взором дивным
И ум рассек пылающим мечом...
И Благодатью осенил мой путь.

 

* * *

 

 

 

Странник Тьмы

Я назначил свидание Ночи вселенной;
В преисподней чудовищной встретимся мы:
Сохраняя в груди Божий светоч нетленный,
Вышел я покорить сердце мрачное Тьмы.

Я покинул блистательный Ум озаренный
И души лучезарной счастливый прибег
И пришел по пустыне слепой, омраченной
К темным водам Ее на отверженный брег.

Я иду, обдаваем волной ледяною,
По зыбучим пескам — им не видно конца...
Где небесный мой Друг, что был прежде со мною,
Где сиятельный бог из вневременных царств?..

Но я знаю, что след мой дорогою ляжет
И к Бессмертию путь человеку укажет.

 

* * *

 

 

 

В сражении

Как часто в череде своих веков,
Как на мосту над бездною эпох,
Я шел на бой и к смерти был готов,
Тебе лишь отдавая каждый вздох.

Всемирной Тьме Ты право дал прервать
Моей души сияющий поход:
За каждый шаг я должен дань воздать —
Лукавый мытарь, Рок ведет расчет.

Титанов силы на меня идут;
Земля — в их власти, годы — их оброк;
Израненный, я страшный бой веду...
Не близок ли Твоей победы срок?

Но все — в Твоих руках! Твой долг Судьбе,
О Царь миров, известен лишь Тебе.

 

* * *

 

 

 

Несознание-основа

Мой дух прозрел во тьме свою Основу;
Все символы исчезнувших веков,
Наследие времен, печать былого,
Открылись взору, летописью снов.

В потоках света свыше он читает
Во мраке Несознанья таинств свод —
В неясных сотнях свитков постигает
Вселенной косной смутный вечный ход;

Где спали ввек Неведенья скрижали,
Где Рок и Случай, свой взведя оплот,
Его закон драконий охраняли —
Теперь огонь, что гибель Тьме несет —

И в чистоте основы бесконечной,
Как в зеркале, является Предвечный.

 

* * *

 

 

 

Шива

Над тленьем в белой выси вознесен,
Единый Дух безбрежий обнаженных,
Во пламень миротворный погруженных,
Блаженно-одинокий, правит он.
Но, бытия усладой привлечен,
Стремит он взор во Тьму глубин бездонных
И видит средь безмолвий затаенных
Забывшуюся в грезах Мать Времен.

И, пробудясь, она к нему стремится:
Взметнется в танце, радостным огнем, —
И пульс миров несметных в ней родится,
И вострепещет Жизнь, и Ум взовьется...
И вдруг Она Себя увидит в Нем,
И с Духом Дух в объятиях сольется.

 

* * *

 

 

 

Каменная богиня

Из скромной ниши в городе богов
Вдруг на меня взглянуло Божество —
Вселенной Мать сквозь каменный покров
Явила чудо Лика своего.

Бессмертна и светла, Она сама
Вселилась в необъятный сон земной,
Таинственна, всесильна и нема, —
В пустыне ль, в небе, смутной глубиной,..

И, скрытая умом, теперь живет,
Таинственна, безмолвна и светла, —
И ждет, пока душа в нас не поймет,
Зачем в земную жизнь Она пришла:

В недвижном камне и в людских сердцах
Она таится, оживляя прах.

 

* * *

 

 

 

Вступительное слово и перевод с английского:
Дмитрий Мельгунов

 

 

 

Наверх

 

 

 


Издательство «АДИТИ»
Перевод и публикация трудов ШРИ АУРОБИНДО и МАТЕРИ