Матримандир станет душой Ауровиля. 
Чем скорее он появится здесь, тем лучше будет для всех и в первую очередь для самих ауровильцев.

Мать

 

 

МАТРИМАНДИР 

В сердце Ауровиля будет не шумный и суетный общественный центр, но место покоя, красоты и гармонии. Амфитеатр с каменной чашей — бутоном лотоса в центре, хранящей землю со всех концов планеты, в окружении двенадцати прекрасных садов... Чуть поодаль от него — могучий баньян, простирающий все шире свои воздушные корни... И над обоими, укрывая их своей тенью, высится сфера Матримандира... 

 

Символ

Матримандир — живой символ стремления Ауровиля к Божественному.

Матримандир — символ ответа Божественного на стремление человека к совершенству. Это союз с Божественным, проявляющийся в постоянно возрастающем единении людей.

Мать

«Матримандир» — это санскритское слово, которое означает «обитель, или храм, Матери». Расположенный в центре будущего города, этот «храм творческой энергии», «душа Ауровиля», как называла его Мать, снаружи напоминает золотой шар, который словно бы вырывается из земли, символизируя рождение нового сознания, нового образа бытия, — золотой мир Сверхразума, восстающий из Материи, постепенно проявляющийся в общечеловеческом единении, начало которому и призван положить этот город-мечта. «Пусть Матримандир будет живым символом стремления Ауровиля к Божественному» — такими словами Мать сопроводила закладку камня в основание Матримандира 21 февраля 1971 г. в день своего 93-летия. 

«В Индии, — говорила Мать в июне 1971-го, — сам этот мир, который по сути представляет собой работу Матери-Созидательницы, в течение многих столетий считался анти-божественным. Шри Ауробиндо показал, что именно в Материи должно быть проявлено Божественное; он настаивал на понимании этой концепции Матери как Созидательницы. Матримандир призван научить людей, что отнюдь не бегством от мира или игнорированием мира они воплотят Божественное в жизнь. Матримандир должен символизировать эту Истину». «Матримандир призван стать символом Универсальной Матери, согласно учению Шри Ауробиндо», — добавляла она.

Матримандир — это символ, но как и все истинные символы он несет в себе силу проявления стоящей за ним истины, реальности. Сооружение из бетона и стали выступает как душа города — и здесь мы проникаем в сердце этой сокровенной алхимии: нечто наиболее материальное, непроницаемое для сознания превращается в живую обитель Божественного Присутствия. Материя и Дух сливаются в объятиях, небеса и земля обретают единство, великая Мать несет Золотое Дитя Супраментальной Эры. «Здесь, как нигде, остро ощущаешь, как самое простое действие, такое, как выемка земли из ямы, установка строительных лесов, заливка бетонных форм, проникнуты глубоким, многогранным смыслом — словно бы каждое действие, помогающее строительству Матримандира, охватывало и объединяло и тело, и душу — душу божественного смысла и тело земного преобразования», — говорит один из строителей Матримандира. Гигантская сфера, покоящаяся на четырех опорах в окружении 12 «Лепестков»... Это — земля, разрывающаяся и дающая рождение новой эре... Это — сфера золотого Света, нисходящего в жерло низших миров, озаряющего земные бездны. Это — Космическое Яйцо древних преданий, начало нового творения. Это — нисхождение и проявление на земле бриллианта тонкого физического плана бытия, где Матримандир замышлялся, вынашивался и осуществлялся в течение бесчисленных столетий.

 

 

Конструкция 

Основное сооружение представляет собой чуть приплюснутый шар диаметром тридцать шесть метров, который будет покрыт позолоченными дисками (сегодня часть дисков уже установлена). Шар покоится на четырех гигантских опорах, олицетворяющих четыре ипостаси Матери, действующие во вселенной: Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати. 

Юг — Махешвари — это ее ипостась покойной необъятности, всеобъемлющей мудрости, умиротворенной доброты, неисчерпаемого сострадания, всепревосходящего величия и всеправного могущества. 

Север — Махакали  — не широта, а высь, не мудрость, а сила и мощь — вот то главное, что присуще ей. В ней — всеподавляющая интенсивность, могучая страстность силы в достижении цели, божественное неистовство, стремительно сокрушающее все ограничения и препятствия.

Восток — Махалакшми — это чудо красоты вечной, неуловимая тайна божественных гармоний, волшебство неотразимого вселенского очарования, которое влечет друг к другу вещи, силы и существа, сводит и объединяет их, чтобы незримая Ананда могла прикровенно вести свою игру и творить из них свои ритмы и образы.

Запад — Махасарасвати — это Материнская ипостась Трудов и Работ, ее дух совершенства и порядка. В ней выражается Ее скрытая и глубокая способность к сокровенному знанию, аккуратной безупречной работе и спокойному и строгому совершенству во всем.

В верхней части храма, поддерживаемая четырьмя опорами, располагается Внутренняя Зала — место для безмолвной концентрации. В основании храма будет находиться водоем с живыми лотосами. Шар словно бы лежит в углублении между двенадцатью «Лепестками», в каждый из которых вписаны малые медитационные залы шаровидной формы. Чтобы попасть в храм, посетитель проходит между «Лепестками», спускаясь к основанию храма (что символизирует нисхождение в Материю), а затем через один из расположенных в цоколе основания входов по небольшой лестнице попадает на первый уровень храма, откуда по винтовой лестнице поднимается на второй уровень, где в центре возвышается мраморный символ Матери. Отсюда два спиральных пандуса ведут во Внутреннюю Залу.

 

 

Внутренняя Зала

Если вы ищете единства всего мира, сначала объедините различные части своего существа.

Мать

Главная часть храма — «Внутренняя Зала» (The Inner Chamber) — цилиндрическое помещение диаметром около двадцати метров с конической кровлей. Зала расположена в верхней части храма, и в нее можно подняться по двум спиральным лестницам, опоясывающим храм вдоль стен с внутренней стороны. Внутри Залы по всему периметру на небольшом расстоянии от стен установлены двенадцать цилиндрических колонн, которые словно бы поддерживают потолок, но на самом деле не касаются его, создавая впечатление особой «воздушности» сооружения. Изнутри Зала облицована белоснежным мрамором, а ее мраморный пол устлан белыми кашмирскими коврами. 

В середине Залы на пьедестале, образованном четырьмя золотыми символами Шри Ауробиндо и установленном в центре высеченного на полу символа Матери, покоится сферический кристалл семидесяти сантиметров в диаметре. Днем и ночью луч света из центрального отверстия в вершине конической кровли Залы падает прямо на кристалл. Днем это луч солнца, пойманный специальным следящим механизмом и направленный через систему зеркал непосредственно на кристалл; ночью луч создается благодаря запасенной днем солнечной энергии. Фокусируясь в кристалле, луч через отверстие в полу Залы и далее через все нижележащие уровни достигает основания храма, где проникает в водоем с лотосами, символизируя свет Высшего Сознания, озаряющий бездны Несознания.

Кроме этого в Зале ничего нет; там всегда царит полная тишина.

Кристалл — хрустальный шар, установленный в центре Внутренней Залы, — является олицетворением новой эры. Он, как и весь храм, являет собой символ единства. Согласно видению Матери, этот шар-кристалл должен служить «объектом концентрации» и «символом будущей реализации». Концентрируясь на этой будущей реализации, люди делают ее частью своего сознания, приближают ее к человеческой реальности. Ведь Мать призывала всех людей «стать живыми клетками организма, который мы должны проявить». Мы должны проявить новую землю, подобную этому шару, единую в каждом своем существе, клетке, молекуле, атоме, землю, которая наконец займет свое истинное место в мироздании, абсолютно прозрачную для нисходящего свыше чистого луча божественного вдохновения и силы, воспринимающую свет этого луча и сияющую этим светом. 

Внутренняя Зала — место для безмолвной концентрации. Она создана для того, чтобы каждый смог осознать здесь Единство, теплое чувство сокровенной близости со всеми существами, неисчислимыми детьми единой Матери.

Кристалл, направляющий луч света прямо в суть вашего существа, в прекрасной Зале, воплощающей собой гармонию и чистоту, — можно придумывать самые разные интерпретации этому сооружению... или же просто отдаться его неземной красоте. Мать увидела эту Залу в высших, вечных планах бытия («Я видела ее, видела очень ясно — очень-очень отчетливо») и дала ее подробное описание 3 января 1970 года. Существующая сегодня Зала полностью соответствет этому описанию.

Фотография Внутренней Залы

 

 

Геометрия Матримандира

Десять лет спустя, после того как Мать впервые рассказала о своем видении Внутренней Залы, случайно было обнаружено, что ее пропорции точно соответствуют принципам золотого сечения. Обнаружилось также, что символ Шри Ауробиндо идеально вписывается в шалаграм — форму, в виде которой построен Матримандир — Мать избрала эту форму из множества моделей, представленных ей в 1970 году. (Шалаграм — это древний символ, описанный в индуистской космологии как «Яйцо Брахмана», из которого родилось творение). Иначе говоря, в шалаграм вписываются два треугольника с теми же пропорциями, что имеет в сечении Великая египетская пирамида. Известно, что энергетическое поле внутри Великой пирамиды сконцентрировано на уровне одной трети ее высоты (на котором расположена усыпальница фараона). Таким образом, энергетическое поле, возникающее на пересечении двух пирамид, вписанных внутрь шалаграма, концентрируется в виде полосы энергии шириной около 110 см в плоскости, проходящей через линии пересечения их граней. Именно в этой полосе энергии находится основание Внутренней Залы, то есть именно в этом концентрированном силовом поле располагаются в Зале люди во время медитации.

 

 

«Лепестки»

Вокруг Матримандира расположены двенадцать «Лепестков», внутрь которых вписаны шаровидные медитационные Залы. Каждая из этих Зал олицетворяет особое качество человеческого существа (Искренность, Смелость, Доброта и т. д.) и призвана способствовать развитию именно этого качества. В настоящее время малые Медитационные Залы находятся в процессе сооружения.

 

 

Внутренние Сады

Мир — это единое целое. Он всегда был единым и является единым... Но только мир не сознает своего единства. Нужно, чтобы он осознал его.

Мать 

За линией, где заканчиваются «Лепестки», начинаются двенадцать окружающих Матримандир садов, называемых «Внутренними Садами». Тринадцатый сад, названный «Сад Единства», начинается под кроной огромного баньяна. Чуть поодаль — амфитеатр с чашей-лотосом.

Одинокому баньяну, растущему здесь еще с тех пор, когда на месте Ауровиля была лишь выжженная солнцем равнина, и отмечающему точный географический центр Ауровиля, Мать дала имя «Единство». Этот баньян и примыкающая к нему территория образуют «Сад Единства», который должен вобрать в себя элементы всех двенадцати садов. По замыслу Матери, сады должны выражать 12 атрибутов Божественной Матери. По ее словам, это должен быть парк, который она видела, когда была еще в совсем юном возрасте, — «пожалуй, красивейшая вещь в мире с точки зрения физической, материальной Природы». Человек, входя в каждый из этих садов, должен конкретно, физически ощутить психологический смысл каждого сада и соответствующий ему аспект сознания. «В Саду Юности он должен узнать юность. В Саду Блаженства он должен узнать блаженство, в Саду Совершенства он должен узнать совершенство. Нужно знать, как переходить от одного сознания к другому».

Баньян, дающий прибежище множеству птиц, нескольким семьям пальмовых белок и даже, по слухам, одной доброжелательной змее, а также радушно принимающий всех, кто хочет укрыться под сенью его раскидистых ветвей от палящего солнца, понежиться на зеленой траве в несущих умиротворение ласковых объятиях ветерка, прислушаться к себе и к окружающему миру, — служит живым символом единства всего сущего. Кроме того, в Индии баньян всегда считался олицетворением бессмертия, поскольку его ветви способны давать воздушные корни, которые врастают в землю и превращаются в новые стволы дерева, шагающего таким образом во все стороны одновременно и обладающего огромной жизненной силой и стойкостью.

 

 

Этапы строительства

Земляные работы начались в марте 1970 года. Год спустя в феврале 1972 года в подготовленном котловане объемом 14000 кубических метров начались работы по возведению фундамента.

17 ноября 1973 года ауровильцы завершили возведение четырех опор, поддерживающих Матримандир. Точно в тот момент, когда эта работа была закончена, Мать оставила свое физическое тело. С тех пор строительные работы продолжались чрезвычайно четко и планомерно, без каких-либо остановок и задержек, согласуясь с внутренним ритмом строителей, посвятивших свою работу Божественному.

С 1986 по 1991 год продолжались работы по завершению Внутренней Залы. В августе 1991 года в центре Залы был установлен Кристалл — крупнейший монокристалл в мире, изготовленный на Цейссовских заводах в Германии по уникальной технологии. В 1994 году Внутренняя Зала была полностью закончена. 

В настоящее время практически завершена внутренняя отделка самого храма. Близки к завершению и двенадцать «Лепестков» с Медитационными Залами. Наиболее длительной и трудоемкой работой на сегодня осталось изготовление позолоченных дисков, которые украсят Матримандир снаружи. Диски покрывают тонкими золотыми пластинками, каждая из которых по особой технологии запечатывается в стеклянный футляр. Для изготовления одного диска требуется от одной до двух тысяч пластин (в зависимости от размера диска). Таким образом, всего необходимо изготовить порядка примерно два миллиона пластин. Это займет около трех лет. К тому времени Матримандир должен быть полностью завершен.

Продолжаются работы по созданию Садов. Все они уже распланированы и ряд из них завершен. Близится к окончанию облицовка амфитеатра и «Лепестков» красным камнем из Агры.

Матримандир нельзя объяснить. Мать «увидела» его и решила, что он должен быть воздвигнут в центре Ауровиля — и как можно скорее. Он призван стать «видимым символом Божественного», проявленной «душой Ауровиля», и чем быстрее он будет закончен, тем лучше для юного города — говорила она.

Единственный подлинный смысл Матримандира — в той роли, которую он играет на уровне сил, призванных внести свой вклад в наступление Нового Мира. Он должен стать своего рода генератором особого трансформирующего поля, которое воздействовало бы на всех тех, кто входит в него, кто живет в непосредственной близости от него, да и на всю Землю, из тела которой он словно бы вырастает. Трансформация Земли была целью Матери. Ауровиль — еще один шаг в этом направлении, который стал возможен в ходе глобальной трансформации, шаг «вовне» в распространении новой Силы. Если Мать с ее внерелигиозным видением хотела, чтобы в мире появился этот оккультный энергетический генератор, каковым является Матримандир, то только для того, чтобы ускорить трансформацию Земли. 

 

Наверх

 

 

 


Издательство «АДИТИ»
Перевод и публикация трудов ШРИ АУРОБИНДО и МАТЕРИ